СССР — налог для бездетных — история Жени Кипиани
В Советском Союзе существовал налог для неженатых, незамужних, одиноких и бездетных. Он так и назывался: «Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан». Указ был принят на основании Указов Президиума Верховного Совета СССР и действовал с ноября 1941 года по январь 1992 года.
Налогоплательщиками были граждане СССР, бездетные мужчины в возрасте от 20 до 50 лет и замужние женщины в возрасте от 20 до 45 лет. Сумма налога определялась в зависимости от заработной платы и места работы налогоплательщиков.
Граждане, имевшие заработную плату более 91 рубля, платили 6% от заработной платы, если сумма зарплаты составляла от 71 до 91 рубля налог уменьшался. Те, кто имел зарплату менее 70 рублей, были освобождены от налога.
Если зарплата облагаемых налогом граждан увеличилась, то увеличился размер налога.
От налогов освобождались Герои Советского Союза, кавалеры ордена Славы третьей степени, военнослужащие и их супруги, граждане, дети которых погибли или пропали без вести в годы Великой Отечественной войны. Не платили налог и студенты профессиональных и высших учебных заведений в возрасте до 25 лет, инвалиды 1-й и 2-й групп.
Если спустя год после регистрации брака, у пары не рождался ребенок, супруги также облагались налогом.
Несколько дней назад профессор Университета Ильи Кети Гурчиани нашла в сундуке сестры своей бабушки старые квитанции, связанные в одну пачку, ими оказались выплаты налога за бездетность, собранные за годы ее жизни. Женя Кипиани и ее супруг платили этот налог с 1941 года до 60-х и 70-х годов — до самой смерти, всю жизнь.
Кети Гурчиани: Женя Кипиани была сестрой моей бабушки. Мы назвали ее бабушкой. Она была нам как бабушка. Жила в Имерети. Семья была княжеских кровей, и в у них сохранилось множество старинных вещей, которые они бережно хранили. И деревянный дом в имеретинском селе и этот сундук, были частью того наследия. Все наше детство бабушка рассказывала нам о дореволюционной жизни. А еще у нее не было детей и она очень переживала по этому поводу. Я нашла квитанции по налогу на бездетность в сундуке. Ее муж ходил и платил 37 рублей каждые три месяца. В 60-х бабушка уже сама выплачивать эти деньги.
Налоговая квитанция
У бабушки была вторая сестра — Нуца Амаглобели, ее мужа расстреляли в 1937 году. Детей у этой бабушки тоже не было, но она не платила налог на бездетность, наверное, потому, что была незамужней.
Бездетность оказывала большое психологическое давление на бабушку, еще и этот налог, все это еще больше угнетало… У нас их много (квитанций) сохранилось. Среди них оказалось одно ее фото с подписью: «Храни, пока любишь». Мы очень бережно ко всему этому относимся.
Я также помню, как они заполняли документы, надо было написать, что у тебя всего две овцы, иначе пришлось бы платить налог. Мне очень интересно вспоминается рассказ моей бабушки о том, как ее большой двор удалось спасти и он не стал частью колхоза.
Во дворе стояли большие вязы. Один из них был включен в список охраняемых деревьев Советского Союза. Земля вокруг этого дерева, а это был весь радиус двора, считалась необрабатываемой. Вырубить их было невозможно, и кто-то должен был ухаживать за ними. Бабушка заботилась о нем, и все время повторяла: это дерево спасло мой двор.
Научный сотрудник «Лаборатории изучения советского прошлого» Ираклий Хвадагиани рассказывает нам, что в советское время было много абсурдных налогов. Когда именно и с какой целью вводился какой налог, тема отдельного исследования.
«Наличие таких расписок и документов интересно и важно. Советские налоги были механизмом разрушения. Сельчане 40-х и 50-х годов помнят, что с них облагали налогом за все. Кроме того, они должны были бесплатно работать в колхозе, затем они должны были работать на своей земле, чтобы выращивать продукты на пропитание. Если у них была курица или что-то в этом роде, они должны были сдать ее в качестве налога. Все, что двигалось, облагалось налогом.
В 1920-е годы риторика женской эмансипации была активной, грубой и трафаретной на уровне пропаганды. Потом этот подход изменился и все вернулось к патриархальным началам. В 1930-х и 1940-х годах у нас получился некий гибрид, и появился поверхностный, пропагандистский образ продвинутых женщин, фермеров или космонавтов, и в то же время женщины должны были платить налоги за бесплодие», — говорит исследователь.