Объявленный в РФ «иноагентом» адвокат заявил, что его не впустили в Грузию
Российский адвокат Максим Оленичев, объявленный «иностранным агентом» из-за своей деятельности на родине, после отъезда из России проживал в Грузии. По его словам, после отъезда из Грузии с рабочим визитом обратно его не пустили.
Оленичев много лет работал в неформальном правозащитном объединении «Команда 29», юристы и журналисты которого фигурировали во многих уголовных делах, в том числе защищали антикоррупционную организацию Алексея Навального и журналиста Ивана Сафронова.
На фоне покровительства неугодных Кремлю лиц усилилось давление на «Команду 29». В результате в 2021 году ассоциация заявила о прекращении своей деятельности, отметив риски, связанные с продолжением ее работы.
В том же году власти включили бывших членов ассоциации, в том числе Максима Оленичева, в список «иностранных агентов».
По словам Оленичева, в следующем году, когда усилилось давление на критиков Кремля после войны на Украине, он переехал в Грузию и отсюда продолжил свою деятельность. Однако это продолжалось недолго:
Через 10 месяцев, когда он пересек границу и уехал с рабочим визитом в Германию, обратно его не пустили. По его словам, его вернули из Тбилисского международного аэропорта в Стамбул — город, через который он возвращался из Берлина в Тбилиси.
«Они конфисковали мой паспорт и передали его авиакомпании, которая не вернула мне [документ] до тех пор, пока я не приземлился в Стамбуле». Авиакомпания передала его турецкой полиции, и после проверки полиция вернула мне паспорт», — добавляет Оленичев.
По словам адвоката, грузинские пограничники не выдали ему официального документа об отказе во въезде в страну, а лишь устно сказали, что не пускают его по «другим причинам».
В статье соответствующего закона, которая включает основания для отказа в выдаче грузинской визы или во въезде в Грузию, действительно есть пункт, который гласит:
«Не соответствует иным требованиям, установленным законодательством Грузии». Поэтому непонятно, почему адвоката Максима Оленичева не пустили в страну.
Большое количество российских диссидентов, которых в прошлом, особенно после войны, не пускали в Грузию, говорили, что именно этот пункт стал причиной отказа.
Оленичев считает, что в Грузии есть специальный список, в который входят граждане, объявленные Россией «иностранными агентами». По его словам, когда такой человек въезжает в страну, полиция фотографирует его паспорт и отправляет куда-то, а затем ждет разрешения на въезд в Грузию.
По словам адвоката, с октября по декабрь 2022 года в Грузию не пустили как минимум троих его коллег. Он считает, что российских граждан теперь пускают в Грузию в меньшем количестве, чем раньше, хотя отдельной базы для всех россиян, въезжающих в страну, в отличие от «иностранных агентов», нет.
На вопрос, чем он объясняет тот факт, что в 2022 году, когда он уже был объявлен «иностранным агентом» в России, ему без проблем разрешили въехать в Грузию, а сейчас отказали, он отвечает:
«Я думаю, что грузинское правительство медленно собирало информацию. С лета 2022 года «иностранные агенты» подвергались дополнительным проверкам при въезде в Грузию.
Мы также спросили адвоката, с чем он и другие критики Кремля связывают отказ во въезде, на что он ответил:
«Я думаю, что власти Грузии следуют примеру российских властей в данном случае, как бы странно это ни звучало».