Почему нелегальный цементный завод донора «Грузинской Мечты» продолжает работать
Недалеко от Сагурамо, в местечке Джигаури, известном дорогими дачами, в нескольких десятках метров от жилых домов находится нелегальный цементный завод.
Он принадлежит донору «Грузинской мечты» и в настоящее время работать не должен, так как Мэрия Мцхета приказала владельцу демонтировать объект. Однако владелец обжаловал дело в суде, и теперь решение о демонтаже войдет в силу только после окончания рассмотрения дела по существу. Поэтому завод продолжает извергать цементную пыль в воздух. Возможно населению придется дышать этой пылью годы, до того момента когда все судебные инстанции примут окончательные решения.
По словам местных жителей, предприятие, отравляющее воздух ядовитыми примесями цементной пыли, находится рядом с созданным правительством Грузии Сельскохозяйственным научно-исследовательским центром в Джигаури. По информации центра, на коллекционных плантациях Джигаури сохранилось до 470 грузинских и 350 зарубежных сортов винограда.
В течение нескольких месяцев государство знало о проблеме. Министерство охраны окружающей среды не установило здесь постоянную станцию мониторинга загрязнения воздуха. Однако в ведомстве уверяют, что побывали на месте, все проверили и нарушений не нашли. По их словам, количество частиц пыли в воздухе не превышает допустимой нормы.
Такой вывод министерство сделало несмотря на то, что граждане публично публикуют фото-видеоматериалы, на которых отчетливо видны пыль и дым с завода.
Что касается Мэрии Мцхетского муниципалитета, то в ведомстве «Netgazeti», что разрешения на строительство завода действительно нет. Однако в муниципалитете не говорят, что планируют предпринимать в дальнейшем.
«Приходят, когда завод остановлен» — что рассказывают местные жители
Дом Георгия Чикваидзе находится примерно в 100 метрах от бетонного завода. В разговоре с Netgazeti бизнесмен вспоминает, что купил дом два года назад, а затем благоустроил территорию. Основная причина переезда — что бы дети дышали свежим воздухом:
«Три года назад на этой территории продавали блоки и другие строительные материалы. Однако вскоре территорию огородили забором и тут неожиданно появился завод по переработке цемента. В некоторые дни пыль невыносима, в другие дни меньше».
Чикваидзе давно борется за то, чтобы завод прекратил работу. Он рассказывает нам, что много раз был на территории завода и просил поговорить с менеджером. После одного из таких визитов владелец завода и директор «Арагви 2012» Леван Апциаури пришел к Георгию домой, Апциаури сопровождал гражданин Гоча Паркаули.
Чикваидзе утверждает, что вывел гостей во двор, чтобы показать ситуацию. В ответ он услышал угрозы, например, по его словам, Паркараули произнес:«У вас дома маленький ребенок, вы не хотите выезжать в центр Сагурамо? За этими словами последовал конфликт, уходя этот человек обернулся и сказал: «видно у тебя еще не было дела со структурами». Тот день закончился так», — говорит Чикваидзе.
Сам Гоча Паркаули в комментарии «Netgazeti», последнее категорически отрицает. По его версии, он лишь сказал, что у соседей должны быть хорошие отношения.
«Здесь не менее 30 семей злы на этих людей и их неформальное правление. На этом фоне наш адвокат Дмитрий Габуния обратился в Мэрию Мцхета. В мэрии нам сказали, что разрешения на это строительство нет и они его не выдавали. Однако мы видим, что, несмотря на это, они очень успешно построили и сдали в эксплуатацию этот завод.
Мы обратились в Службы надзора Мэрии Мцхета с просьбой отреагировать, примерно через 3 месяца приходит Мэрия Мцхета и выписывает штраф в размере 1000 лари. Похоже, на основании этого он [владелец завода] из кожи вон лез, установил на конструкции прожекторы, которые были нацелены на наши дома. Грубо говоря, ночью в спальнях у нас было такое же освещение, как и днем. Даже шторы не помогают, поставили такое освещение.
Я сказал ему, что это вандализм, был конфликт, звучали угрозы, например, «перерезать горло», мы подали иск об угрозах, также было возбуждено уголовное дело. На месте также присутствовала полиция Сагурамо. Суд продолжается, последнее заседание должно было быть назначено на январь, но и это дело затягивается», — говорит Георгий Чикваидзе.
Что касается Службы природоохранного надзора, Чикваидзе предполагает, что хозяин завода «уладил» дела в Мэрии Мцхета, и в Министерстве охраны окружающей среды.
«Однажды пришла женщина из Министерства охраны окружающей среды и сказала, что сейчас здесь нет распыления: «вы должны звонить нам в то время, когда это происходит». От них до сюда добираться не менее получаса. У нас было пять попыток заставить Министерство измерить степень загрязнения.
Однажды, когда выхлопы длились все утро, мы позвонили им. Через несколько минут после этого звонка завод полностью остановился. Представители министерства приехали и сказали, что тут замерять нечего, ничего не происходит. Через полчаса после отъезда завод снова заработал. В качестве проверки мы еще раз так позвонили и через 10 минут завод снова остановился. Я не знаю, где искать справедливость», — объясняет он.
«Мы не проводили аэрофотосъемку. Так как дым выходит из завода периодически, возникает необходимость в постоянном, высокотехнологичном измерении. Но у нас есть отчеты от пульмонологов, так как у детей астма, мы их периодически проверяем, и эти анализы показывают, насколько ситуация осложнилась», — добавляет Георгий, говоря, что дети здесь больше не живут.
Зура Чачанидзе живет ровно в 110 метрах от завода. Его семья живет здесь с 2008 года.
«Уже три года как машины стали ездить бесконечно, здесь часто появляются прицепы, бетономешалки и прочее. Здесь всегда пыльно, а если дует ветер, то все покрывается пылью. Если убирать балкон, то на второй-третий день он такой пыльный, что его нужно снова убирать», — рассказывает нам Зура.
Он вспоминает, что одной из причин переезда в Джигаури была астма матери, хотя сейчас воздух настолько загрязнен, что женщине сложно здесь остановиться.
Пыль — не единственная проблема, которая беспокоит Зуру и его семью. Каждый день с завода доносится шум, будь то дробление камней, работа машин, погрузка цемента или что-то еще.
«Пыль, во-первых, шум, а в-третьих, что для нас очень вредно, — это отходы производства. Долина реки отделяет нас от завода, который полностью загрязнен — бетон, разные крупные камни, бытовой мусор. Все, что они потребляют, включая то, что они едят, выбрасывается в реку», — жалуется Зура.
«Экологических нарушений не зафиксировано» — ответы Департамента охраны окружающей среды и Мэрии Мцхетского муниципалитета
Несмотря на то, что жители имеют фото и видеоматериалом доказывающий выбросы пыли, в Департаменте окружающей среды нам в письменном ответе сообщили, что никаких нарушений не усматривают.
«Сотрудники Восточного регионального отделения Департамента охраны окружающей среды провели инспекцию завода по производству бетона и блочного завода, принадлежащего ООО «Арагви 2012» в селе Джигаури Мцхетского муниципалитета.
В ходе осмотра производственной территории экологических нарушений не выявлено, так как на предприятии имеется вся соответствующая экологическая документация.
Сотрудниками отдела также были проведены инструментальные замеры с целью анализа концентрации частиц пыли в воздухе и уровня шума. Превышений не наблюдалось ни в одном случае», — сообщили нам в ведомстве.
Что касается мэрии Мцхетского муниципалитета, то здесь также были даны письменные ответы на несколько вопросов. В письме подтверждается, что административное производство в отношении Апциаури началось в мае 2022 года.
«Кроме штрафа Левану Апциаури предписано снести здание, построенное с нарушением закона», сообщила мэрия.
По их данным, Апциаури обжаловал решение о ликвидации в Мцхетском районном суде, и определением суда от 14 августа 2022 года оно было приостановлено до окончания рассмотрения дела по существу. С этого момента прошло 7 месяцев.
Кому принадлежит территория?
Участок, на котором расположен бетонный завод, принадлежит Левану Апциаури. Апциаури оформил его 28 апреля 2021 года, а через несколько месяцев, 28 августа, пожертвовал «Грузинской мечте» 7 тысяч лари.
В рамках аукциона проведено 36 тендеров и/или упрощенных закупок, большинство из которых связано с компанией «Арагви 2012». По данным портала «Транспэренси Интернэшнл – Грузия» , эта компания на протяжении многих лет оказывает услуги, в том числе бюджетным организациям.
Netgazeti пыталось связаться с Леваном Апциаури несколькими способами. Мы оставили ему письменное сообщение, поговорили с представителем одной из его компаний «Арагви 2012» . Он сказал нам, что передаст информацию о нашем звонке самому Апциаури или другому сотруднику, и что Апциаури сам свяжется с нами, если пожелает. Если ответ будет получен, материал будет обновлен.