В Беларуси антирекорд по рождаемости. Как власти будут решать проблему?

В 2024 году в стране родилось на 20 тысяч детей меньше, чем пять лет назад — цифра, сопоставимая с населением небольшого райцентра. Как падение рождаемости влияет на ситуацию в Беларуси — у DW.С 2020 года Белстат скрывает цифры по рождаемости и смертности. Объединение бывших силовиков BelPol обнаружило непубличные данные Минздрава, из которых следует, что в прошлом году родилось только 58 993 детей. Это самый низкий показатель за всю историю статистической отчетности Беларуси — с 1950 года.
Лукашенко признает проблему с рождаемостью
Почти 80% белорусов планируют иметь детей, отмечено в мониторинге Института социологии Академии наук за 2023 год. При этом 52,4% опрошенных ответили, что современные пары не могут иметь желаемое количество детей, потому что боятся, что не смогут обеспечить ребенка всем необходимым. А вот цифры по рождаемости: в 2016 году на свет появилось 117 800 детей, в 2020-м — 78 841 детей, в 2024-м, через пять лет, — 58 993.
Власти хотя и скрывают статистику, проблему с рождаемостью все же признают. «Самая большая сейчас проблема для Беларуси уже не экономика, а демография, — отмечал Александр Лукашенко. — Нам надо больше населения».
«Демография — это та история, которую нужно улучшать, иначе правда некому будет платить нам пенсию», — заявила Ольга Шпилевская, лидер провластного союза женщин и бывший главный идеолог администрации Лукашенко.
Если бы не политический кризис, ситуация бы не была такой драматичной
Гендерная исследовательница Ирина Сидорская отмечает, что в Беларуси происходит то же, что и во всем мире: увеличивается возраст вступления в брак и падает уровень рождаемости пропорционально росту образования, повышению благосостояния и улучшению медицины.
«Беларусь идет в русле остальных развитых стран, и мировой тренд невозможно коренным образом переломить, — отмечает собеседница. — Но ситуация с демографией не была бы такая драматичная, если бы не политический кризис, который вызвал отток молодых людей. Теперь они рожают за границей, и это потерянные для Беларуси дети».
Социолог Геннадий Коршунов подчеркивает: то, что происходит в Беларуси, в определенном смысле экстраординарно: «Рождаемость снизилась до минимальных показателей, сравнимо с тем, что было после Второй мировой войны. И это нонсенс, ведь теоретически у нас войны нет. А получается, то, что делает режим, людьми воспринимается на уровне военного времени».
Эксперты исследовательского центра BEROC отмечают, что снижение рождаемости и старение населения являются одними из основных вызовов для развития экономики Беларуси. В результате этих процессов сократится трудоспособное население, а дефицит Фонда соцзащиты населения, который занимается выплатой пенсий и пособий, будет расти.
Изменение показателей по рождаемости повлияет и на социальную инфраструктуру — на учреждения образования, здравоохранения, при запуске которых не учитывалось такое резкое падение населения.
Как власти отреагируют на падение рождаемости?
Геннадий Коршунов отмечает, что у власти есть несколько стратегий работы с негативной информацией. «Первая — скрыть, может быть, все само как-то рассосется. Вторая — запрет и принуждение как решение проблемы. В нулевых еще работала стратегия задобрить электорат — стимулировать материально. Но деньги стали заканчиваться, и социальные выплаты начали сокращать».
По мнению эксперта, государство не будет проводить реформы, чтобы мотивировать людей. «Я бы не ожидал судьбоносных решений, это мы сейчас узнали про антирекорд в 2024-м. Власти все же мониторят ситуацию и не первый год говорят, что нужно повышать рождаемость. Но эффективных вариантов у них нет».
Можно по-настоящему решать проблему, а можно делать вид, что ее решаешь, считает Ирина Сидорская. «Власти будут использовать наиболее простые методы — например, призывать женщин больше рожать, бороться с «западными ценностями» — ЛГБТ, феминизмом, запускать социальную рекламу».
А что может улучшить демографическую ситуацию?
Для устойчивости пенсионной системы необходимо введение накопительных пенсионных фондов, отмечают в BEROC. Также может помочь привлечение трудовых мигрантов. Чтобы стимулировать рождаемость, нужно выстраивать систему, поддерживающую совмещение родительства с занятостью. Эмиграция также является серьезным вызовом.
«Чтобы по-настоящему решить проблему, нужно улучшать инфраструктуру, выплачивать пособие, исходя из средней зарплаты родителя, который уходит в декретный отпуск, повышать роль отцов в воспитании детей через социальные гарантии, — перечисляет Сидорская. — Наконец, прекратить терроризировать общество, чтобы люди не жили в постоянном страхе. В такой атмосфере многие просто не решаются на рождение детей».
Нужно, чтобы молодежь оставалась в стране и чтобы те, кто уехали, вернулись, считает Геннадий Коршунов. Начиная с 2020 года, страну покинуло около 500 тысяч человек. «Людям нужна уверенность в своей безопасности и в будущем, — отмечает социолог. — Это задача для сильного и уверенного в себе общества. Проблема в том, что нынешней власти нужен сильный режим, а не сильное общество».