Как Трамп и Путин влияют на формирование новой внешней политики Германии

То, что блок ХДС/ХСС и СДПГ довольно быстро договорились о создании правящей коалиции в Германии, эксперты объясняют и острыми внешнеполитическими проблемами. Почти все они связаны с президентом США Трампом.Сложная международная ситуация и протекционистская торгово-таможенная политика администрации президента США Дональда Трампа в последнее время оказывали дополнительное давление на руководителей консервативного блока ХДС/ХСС и Социал-демократической партии (СДПГ), которые завершили переговоры о создании нового правительства Германии.
Это «ситуация растущей глобальной политической напряженности», заявил в среду, 9 апреля, на презентации коалиционного соглашения лидер ХДС Фридрих Мерц (Friedrich Merz), который, скорее всего, станет следующим канцлером ФРГ. Мерц противопоставил растущим угрозам и неопределенности позицию партнеров по коалиции: «Мы хотим и будем способствовать переменам в мире на благо Германии». А сопредседатель СДПГ Ларс Клингбайль (Lars Klingbeil) добавил: «Это поворотный момент. Мы живем в поистине исторические времена».
Что планирует будущее правительство ФРГ в сфере торговой политики?
Высокие пошлины на импорт, введенные президентом США Трампом, и ответные меры, принятые странами, которых таможенные сборы коснулись, первоначально привели к резкому падению фондовых рынков по всему миру и вызвали опасения по поводу начала глобальной торговой войны. Германия как государство-экспортер особенно сильно страдает от пошлин, тем более что немецкая экономика уже более двух лет находится в состоянии рецессии.
Но за трансатлантическую торговлю отвечает ЕС, и Берлин тут не может действовать в одиночку. Осознавая уязвимость ФРГ, будущее правительство страны намерено сосредоточиться на деэскалации торгового конфликта.
В коалиционном соглашении на сей счет сказано так: «В среднесрочной перспективе мы стремимся к заключению с США соглашения о свободной торговле. В краткосрочной — мы хотим избежать торгового конфликта и сосредоточимся на снижении импортных пошлин по обе стороны Атлантики». Учитывая недавние действия Трампа, этот подход многим представляется весьма оптимистичным.
Германия и трансатлантические отношения
Фридрих Мерц — убежденный атлантист. Десять лет он был главой Atlantikbrücke («Атлантический мост») — неправительственной организации, целью которой является содействие развитию американо-германских отношений. Хотя Мерц никогда не жил в США, по его словам, он хорошо знаком с мышлением американцев, поскольку четыре года возглавлял немецкое отделение нью-йоркской инвестиционной компании BlackRock.
Однако с началом второго президентского срока Трампа вера Мерца в тесное партнерство Берлина и Вашингтона сильно ослабла. «Я в шоке от Дональда Трампа», — признался лидер ХДС после того, как Трамп частично возложил на Киев ответственность за войну в Украине. Мерц был потрясен после того, как Трамп и вице-президент США Джеймс Дэвид Вэнс, как считают ряд наблюдателей, публично унизили президента Украины Владимира Зеленского во время переговоров в Белом доме.
У Германии еще со времен канцлерства Ангелы Меркель (Angela Merkel) плохая репутация в том, что касается отношений с Трампом. Не в последнюю очередь — из-за дружественной политики Меркель в отношении беженцев, которую президент Соединенных Штатов считает глубоко ошибочной и резко критикует. Несмотря на то, что нынешний лидер ХДС неоднократно дистанцировался от политического курса Меркель, личная встреча Мерца и Трампа, полагают эксперты, обещает быть непростой. Пока что она даже не планируется.
Поставит ли Берлин Киеву крылатые ракеты TAURUS?
Усилия президента США по достижению мира в Украине превратили европейцев в простых зрителей, констатируют наблюдатели. Трамп ведет прямые переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Президент Украины Владимир Зеленский, как и Евросоюз, не имеют на их ход прямого влияния.
Если будет достигнуто мирное соглашение, которое может оказаться навязанным Украине под давлением, то Германия и другие страны ЕС, вероятно, смогут играть лишь роль гарантов мира. Будущая коалиция консерваторов и социал-демократов хочет и дальше поддерживать Киев. «Мы на стороне мужественных украинцев. Они могут на нас положиться», — заверил Ларс Клингбайль. Как это будет выглядеть конкретно, партнеры по коалиции еще не определились.
Под вопросом остается и то, на каком уровне будет продолжаться военная помощь Украине. Будучи лидером крупнейшей оппозиционной партии, Мерц выступал за поставки Киеву немецких крылатых дальнобойных ракет TAURUS. Тогдашний канцлер от СДПГ Олаф Шольц (Olaf Scholz) всегда отвергал эту идею, поскольку опасался, что таким образом Германия окажется втянутой в войну с Россией.
Вопросы обороны: Мерц хочет для Европы независимости от США
Поскольку Фридрих Мерц сомневается в том, что США при Дональде Трампе по-прежнему чувствуют себя связанными обязательствами в рамках НАТО по защите союзников, в ночь после выборов в бундестаг он подчеркнул, что европейцы как можно скорее должны «на самом деле добиться независимости от США». После выборов лидеру ХДС удалось провести через старый состав бундестага предложение о создании спецфонда по перевооружению бундесвера, на которое, по его выражению, выделят «все, что потребуется».
Мерц также стремится к тесному сотрудничеству европейцев в области оборонной политики. Он хочет обсудить с ядерными державами Францией и Великобританией вопрос о том, могут ли Германия и Европа воспользоваться их ядерным зонтиком. Это будет нелегко. Париж и Лондон вряд ли готовы без лишних слов поделиться возможностями своих ядерных арсеналов.
Между тем в ЕС также есть сомнения по поводу расширения военного сотрудничества. А премьер-министр Венгрии Виктор Орбан поддерживает хорошие контакты с Владимиром Путиным и отвергает дальнейшую поддержку Украины.
Политика Германии в отношении ЕС: успех не гарантирован
Лидер ХДС обвинил сложившее свои полномочия правительство канцлера Шольца в том, что оно пустило на самотек вопросы европейского сотрудничества. В частности, пострадали, по его мнению, отношения ФРГ с ближайшими партнерами — Францией и Польшей, и Мерц хочет это изменить.
Успех в данном случае вовсе не гарантирован. Президент Франции Эмманюэль Макрон испытывает трудности во внутренней политике. В Польше после восьми лет правления национал-консерваторов из партии «Право и справедливость» (ПиС) два года назад было сформировано проевропейское правительство под руководством бывшего председателя Евросовета Дональда Туска. Однако в данный момент у Берлина нет тесных отношений ни с Парижем, ни с Варшавой.
В остальных странах ЕС прежние проевропейские настроения улетучились. Правые популисты на подъеме почти повсеместно, и евроинтеграция больше не является тем процессом, что происходит сам собой.
Снижение рисков в сфере безопасности в отношениях с Китаем
В качестве выхода из торгово-таможенного конфликта с Трампом некоторые политики в Берлине и Брюсселе хотят снова сделать ставку на бизнес с Китаем. Однако он развивается уже не так хорошо, как прежде, когда дела у немецких экспортеров в КНР шли просто блестяще. Автомобили из Германии, долгое время остававшиеся настоящим экспортным хитом, теперь в Китае все больше уступают продукции местных производителей.
Евросоюз, в свою очередь, закрывает свой рынок для китайских электромобилей. Имея экономику, ориентированную на экспорт, ФРГ, вероятно, в данном случае попытается добиться того, чтобы рыночные ограничения и в торговле с Пекином не зашли слишком далеко.
С другой стороны, будущая правящая коалиция намерена снизить риски в сфере безопасности при взаимодействии с Китаем как экономической державой. «Мы хотим эффективно предотвращать иностранные инвестиции, которые противоречат нашим национальным интересам в критической инфраструктуре и в стратегически важных областях» — эта фраза из коалиционного соглашения, скорее всего, относится в первую очередь к Китаю.
Ближневосточный конфликт: Нетаньяху — желанный гость в Германии?
Здесь правительство ФРГ находится в крайне сложном положении. Вследствие уничтожения нацистами миллионов евреев безопасность Израиля имеет особо важное значение для Берлина. С другой стороны, власти Германии неоднократно критиковали жесткие действия Израиля в секторе Газа против палестинского террористического движения ХАМАС, считая их несоразмерными.
Немецкое правительство также оказалось в затруднительной ситуации после выдачи Международным уголовным судом (МУС) ордера на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, которого подозревают в совершении военных преступлений в Газе. Берлин признает юрисдикцию МУС и должен был бы арестовать Нетаньяху во время его визита в Германию. Однако Фридрих Мерц пообещал, что пока он будет канцлером, такого не случится.