Омбудсмен о бесчеловечном обращении с пациентами Центра психического здоровья
Народный защитник изучил эпидемиологическую ситуацию в Тбилисском центре психического здоровья и текущую ситуацию с точки зрения защиты прав пациентов. По сообщению офиса омбудсмена, мониторинг показал, что пациенты Тбилисского центра психического здоровья не защищены от насилия и от бесчеловечного или унижающего достоинство обращения.
Согласно отчету, пациентам не предоставляются услуги психосоциальной реабилитации, а состояние инфраструктуры в учреждении не позволяет лечить пациентов в условиях, когда соблюдается уважение человеческого достоинства пациентов.
Защита пациентов от насилия и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения
По словам омбудсмена, в рамках мониторинга в специальную группу профилактики поступил ряд сообщений о физическом и психологическом насилии в отношении пациентов со стороны сотрудников учреждения.
По словам Народного защитника, во время визита команда омбудсмена заметила случаи, когда сотрудники кричали, грубо обращались и отвечали пациентам. Кроме того, в отчете говорится, что в ходе проверки группа получила ряд сообщений о физическом и психологическом насилии над пациентами со стороны персонала учреждения:
«Пациенты говорили об избиениях, словесных оскорблениях, насильственном введении лекарств, практике принуждения к инъекциям и вовлечении пациентов в этот процесс, включая вовлечение пациентов мужского пола в процесс принуждения к инъекциям пациентам-женщинам.
Пациенты отметили, что медицинский персонал проявлял особую агрессивность при приеме пациентов в учреждении, в частности, грубо обращался с пациентами и подвергал их физическому насилию», — говорится в отчете.
Согласно отчету омбудсмена, в учреждении также были случаи конфликтов и насилия между пациентами.
По мнению Народного защитника проблематичными являются недостаточная численность и квалификация персонала учреждения, а также отсутствие эффективной системы оценки и снижения рисков, возникающих у пациентов. В отчете говорится, что, по мнению пациентов, бывают случаи, когда персонал не может адекватно реагировать на конфликты между пациентами и своевременно не разрешает ситуацию:
«Например, согласно информации, полученной от пациентов, в одном случае один пациент ударил другого веником и таскал за волосы, но персонал не смог вовремя разнять их, потому что они в это время обедали. В одном случае пациент сообщил, что персонал вообще не пришел к нему на помощь, когда другой пациент избил его», — говорится в отчете.
По словам омбудсмена, специальная группа выявила несколько причин конфликтов между пациентами. К ним относятся уборка общих помещений и палат учреждения. По словам Народного защитника, пациенты стараются получить право на уборку у персонала, потому что в случае уборки персонал дает им сигареты и дополнительную еду, которой нет в рационе.
Однако, по словам Народного защитника, причиной конфликтов также является конфискация или кража предметов и продуктов питания, кроме того конфликты возникают на почве того, что курильщики и некурящие помещаются в одну палату.
Омбудсмен подчеркивает, что Европейский комитет по предупреждению пыток также обратил внимание властей Грузии на проблему защиты пациентов от насилия после визита в Национальный центр психического здоровья в сентябре 2018 г. (адрес: муниципалитет Хони, село Кутири).
По словам Народного защитника, Европейский комитет по предупреждению пыток в своем отчете заявляет, что персонал психиатрического учреждения несет ответственность за уход за пациентами, что также включает защиту пациентов от опасностей, исходящих от других пациентов:
«Чтобы выполнить это обязательство, необходимо укомплектовать психиатрическое учреждение достаточным количеством сотрудников, обеспечить им постоянное наблюдение за пациентами и обучить персонал учреждения кризисному управлению пациентами. Европейский комитет призывает власти Грузии заняться этим вопросом», — пишет омбудсмен.
По словам омбудсмена, при отсутствии конкретной стратегии предотвращения насилия в случае конфликта часто используются инъекции, и сотрудники вмешиваются, чтобы разрядить ситуацию. Однако факты конфликта и насилия и меры, принятые в ответ на эти факты, должным образом не задокументированы.
В частности, Народный защитник отмечает, что учреждение не ведет специальный журнал, в котором фиксируются конфликты между пациентами. В отчете также отмечается, что в практике Центра психического здоровья пациенты, ставшие жертвами насилия, не получают психотерапевтической поддержки.
В случаях, когда пациенту в результате насилия причиняются телесные повреждения, проводится только медицинское вмешательство, что проявляется в лечении телесных повреждений.
В дополнение к вышесказанному, в результате визита обнаружено, что в Центре психического здоровья не принималось никаких мер для защиты пациентов от пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или жестокого обращения.
В частности, омбудсмен отмечает, что пациенты не имеют доступа и не имеют информации о процедурах, в соответствии с которыми они могут подать жалобу на любое насилие в учреждении, такое как безразличие, жестокое обращение, изоляция или ограничение, несанкционированное помещение, обращение или любое другое нарушение прав. Кроме того, в учреждении пациентам не предоставляется бесплатная юридическая помощь. А пациенты не имеют информации об организациях инвалидов, правозащитных или других правозащитных организациях.
«Брошюры о правах пациентов и информация о процедурах апелляции, включая номер горячей линии омбудсмена, недоступны в местах, доступных для пациентов.
Кроме того, у большинства пациентов конфискуют телефоны, и они объясняют, что, если они хотят позвонить, они должны обратиться к персоналу с просьбой, в которой им часто отказывают.
И, когда они пользуются телефоном персонала, им не разрешается разговаривать конфиденциально, потому что персонал не оставляет их одних», — говорится в сообщении.
Практика применения методов сдерживания
По словам омбудсмена, существуют факты физических и химических ограничений для пациентов, получающих формальное добровольное лечение в учреждении, что противоречит международным стандартам и является грубым нарушением законодательства Грузии.
В частности, в отчете говорится, что более чем в 80% случаев механические ограничения были применены в отношении формально добровольно лечащихся пациентах , что бы не произошло пересмотра их статуса.
По словам Народного защитника, примечательно, что из 21 случая применения метода ограничения в учреждении, который зафиксирован в «журнале учета», большинство из них используется при помещении пользователя в учреждение.
В 19 из этих случаев человек подписал форму о согласии на добровольную госпитализацию и лечение при поступлении, а записи из «журнала учета» показывают, что пациенты регистрируются через 15-30 минут после госпитализации, потому что они отказываются измерять артериальное давление, температуру или делать инъекции. Соответственно, по мнению омбудсмена, вопрос о готовности пациента пройти добровольное лечение остается под вопросом.
По оценке специальной профилактической группы, к пациенту мог быть применен метод сдерживания из-за медицинских манипуляций, что противоречит статье 16 11 Закона Грузии «О психическом здоровье», согласно которой средство сдерживания является мерой безопасности и используется, когда пациент представляет угрозу для окружающих.
В то же время, согласно отчету, имеется неквалифицированное участие немедицинского персонала или пациентов в процессе физического и химического сдерживания пациентов, что, по мнению Народного защитника, противоречит инструкции, утвержденной приказом использования средств физического сдерживания.
По словам омбудсмена, в большинстве представленных документов не указано, кто осуществляет ограничение, какими средствами и в каком месте. В исключительных случаях утверждается, что сотрудники помогали патрульным инспекторам и другим сотрудникам отдела. Народный защитник отмечает, что после прекращения физического воздействия пациент не опрашивается и ему не сообщают о праве на подачу апелляции.
Инфраструктура и эпидемиологическая ситуация
По словам Народного защитника, инфраструктура основной части здания устарела и неисправна. В многоместных общих палатах многолюдно.
Уполномоченный по правам человека отмечает, что, несмотря на эпидемиологическую ситуацию в стране, в учреждении не соблюдаются санитарно-гигиенические правила. Следовательно, в учреждении высок риск распространения инфекции.
По словам Народного защитника, сотрудники учреждения пренебрегли минимальными правилами безопасности, такими как ношение маски и термоэкран. Во время посещения большая часть сотрудников учреждения не носила масок, примечательно, что на момент посещения специальной группы профилактики (15-16 сентября 2020 г.) они не проходили тестирование на COVID-19.
При этом, по словам сотрудников учреждения, с целью предотвращения распространения вируса встречи пациентов и посетителей были запрещены. Однако, по словам омбудсмена, пациенты недавно встречались со своими родственниками и получали от них еду и одежду, а члены специальной профилактической группы видели посетителя, который пришел на встречу с пациентом.
По словам Народного защитника, важно, чтобы в случае, если пациентам разрешено посещение, пациент и посетитель были оснащены средствами индивидуальной защиты и сохранялись на расстоянии, чтобы предотвратить распространение вируса.
По словам омбудсмена, опросы пациентов показывают, что во многих случаях у них нет мыла, и они могут мыть руки только водой.
По словам Народного защитника, основная часть коридоров, палат и санузлов в стационарах нуждается в ремонте, что в свою очередь затрудняет поддержание в больнице удовлетворительного санитарно-гигиенического состояния.
По словам омбудсмена, в ходе визита также выяснилось, что количество пациентов в стационарных отделениях колеблется от 1 до 6 пациентов, причем в некоторых из них каждому пациенту не было предоставлена площадь равная 8 кв.м..
По словам омбудсмена, в большинстве палат проблема заключается в том, что окна не закрыты шторами или жалюзи, а некоторые кровати подвергаются воздействию прямых солнечных лучей в течение дня, что вызывает дискомфорт для пациентов в таких палатах, особенно летом из-за высоких температур. Кроме того, у некоторых пациентов не было отделения для хранения личных вещей (тумбочки).
Омбудсмен отмечает, что инфраструктура стационара не приспособлена для людей с ограниченными физическими возможностями и сенсорными ограничениями. В частности, во время посещения учреждения не было инвалидных колясок, хотя некоторые пациенты сообщали, что у них были трудности с передвижением из-за общей слабости или возраста, из-за которых они не могли выйти во двор и / или пройти в ванную.
Однако в здании нет лифта, а лестница между 3 и 4 этажами создает риск поскользнуться и упасть:
«Было обнаружено, что большинство пациентов принимают общий душ один раз в неделю на первом этаже стационарного здания, в то время как пациенты, которые имеют проблемы с передвижением и нуждаются в помощи персонала во время купания, используют душ в номере», — говорится в отчете.
Народный защитник отмечает, что душевые и туалеты в отделениях нуждаются в ремонте.
В отчете говорится, что в учреждении возникают проблемы с обеспечением пациентов, особенно пациентов мужского пола, предметами личной гигиены. Уполномоченный по правам человека отмечает, что у некоторых пациентов не было даже мыла.
Согласно документу, пациенты заявили, что им разрешалось мыться с мылом только один раз в неделю во время купания. Однако омбудсмен отметила, что у большинства пациентов были только туалетная бумага и мыло, у некоторых пациентов даже была зубная щетка, хотя они утверждали, что у них нет зубной пасты.
Мониторинг выявил, что раздача предметов личной гигиены персоналом учреждения нерегулярна, и эти предметы выдаются пациентам только по запросу:
Примечательно, что, по словам некоторых пациентов, даже когда они просят гигиенические подгузники, персонал отказывается, потому что они «устали», и дают их, если они «в настроении». В нескольких случаях пациенты сообщали, что они не знали, к кому обратиться за зубной щеткой и пастой, а в одном случае пациент сказал, что никто не просил средства для гигиены, потому что это было «стыдно», говорится в отчете.
В ходе визита также выяснилось, что защита пациентов от паразитов в учреждении проблематична. По словам команды омбудсмена, были случаи, когда пациентов госпитализировали в больницу, и персонал пытался решить эту проблему, используя средства от вшей.
По словам Народного защитника, во время визита в обеих палатах (мужских и женских) были пациенты с выбритыми налысо головами.
Омбудсмен считает, что пациенты могут чувствовать себя подавленными, если сотрудники заставляют их бриться для борьбы со вшами. Поэтому учреждению важно бороться с проблемой за счет соблюдения гигиены и использования препаратов.
При осмотре палат члены группы заметили, что в некоторых палатах было некоторые палаты рваное белье. У некоторых пациентов не было полотенец. По информации, полученной группой, пациентам не выдают новое белье, а белье меняют периодически один раз в 1-2 месяца.
Согласно сообщению, вопрос обеспечения пациентов одеждой является проблемным. В частности, омбудсмен отмечает, что у большинства пациентов нет личной одежды и нижнего белья и бюстгальтеров:
«Как выяснилось, в палатах одежду больных стирают вместе и при этом пациентам выдают чужую одежду, носки и постельное белье, что, по мнению специальной группы профилактики, создает риск распространение заразных болезней », — говорится в сообщении.
В дополнение к вышесказанному, специальная группа профилактики установила, что сотрудники Центра психического здоровья использовали труд пациентов без денежной компенсации в обмен на сигареты или дополнительное питание.
Омбудсмен сказал, что несколько пациентов убирали коридоры, палаты и ванные комнаты в больницах в обмен на кофе, сигареты и дополнительную еду. Таким пациентам также предоставляется возможность реализовать свои права (выходить на прогулку или звонить по телефону).
По мнению специальной профилактической группы, эта практика является эксплуатацией их труда, потому что, по мнению омбудсмена, проблема правильного питания, контакта с внешним миром и доступа к свежему воздуху в учреждении еще больше увеличивает их уязвимость.
Однако, по словам Народного защитника, в качестве альтернативы пациенты не имеют возможности заниматься другой значимой терапевтической деятельностью в больнице.
По данным Народного защитника и Специальной группы профилактики, тяжелые условия жизни в центре психического здоровья, перенаселенность, отсутствие интересных, освежающих мероприятий в течение дня, а в некоторых случаях трудовая эксплуатация пациентов негативно сказываются на их здоровье и благополучии, они бесчеловечны и унизительны.
По словам Народного защитника, в ответе ООО «Тбилисский центр психического здоровья» говорится, что учреждение разработало подробный план реконструкции, который был отправлен в Министерство здравоохранения и уже получил принципиальное согласие на восстановление инфраструктуры и проблем с санитарией.
Омбудсмен отмечает, что, по данным министерства, план реконструкции предусматривает обустройство изолированных палат для обеспечения эффективного управления эпидемией COVID-19. Кроме того, обеспечение достаточного количества ванных комнат и личного пространства для пациентов, что приветствуется Народным защитником.
Юридические гарантии
В отчете также говорится, что в течение многих лет в учреждении по-прежнему проживают пациенты, которые не нуждаются в активном лечении, но которые, несмотря на свое желание, не могут покинуть больницу, потому что общество в них не нуждается.
Однако в отчете говорится, что учреждение не обеспечивает полное лечение проблем с физическим здоровьем бенефициаров. В частности, пациенты не получают своевременной и полноценной стоматологической помощи.
Однако большинство пациентов определили статус пациента, госпитализированного для добровольной психиатрической помощи, однако, как заявляет омбудсмен, в действительности они не могут покинуть учреждение полностью или временно по собственному желанию.
Кроме того, в учреждении нет механизма рассмотрения жалоб. По словам Народного защитника, большинство из них не имеют информации о своих правах.
«У большинства пациентов конфискованы телефоны, и если они хотят связаться со своими родственниками, они зависят от доброй воли персонала, поэтому у них практически ограничен контакт с внешним миром», — говорится в сообщении.
Уполномоченный по правам человека отмечает, что персонал учреждения не имеет соответствующих инструкций и квалификации, чтобы избежать обострения психического состояния пациента, и при возникновении такого обострения вместо использования различных методов ненасильственного смягчения ситуации пациента принуждают вводить быстро, по его словам, это должно происходить только в случае крайней необходимости.
Отчет омбудсмена основан на результатах специального мониторингового визита Специальной профилактической группы Народного защитника в Тбилисский центр психического здоровья проведенного с 15 по 16 сентября 2020 года.