Новости ГрузииПолитика

13 лет спустя. Признание независимости как политическое оружие России

26 августа в Сухуми и Цхинвали празднуют признание Россией независимости де-факто Абхазии и Южной Осетии. Решение о признании в Москве приняли в 2008 году, после августовской войны.

Примеру России последовали несколько других стран. Последним, кто признал независимость Сухуми и Цхинвали, был режим Башара Асада в Сирии, главным союзником которого является Российская Федерация. Это произошло в 2018 году.

В данной статье мы попытаемся выяснить, чем является для России признание де-факто республик и как это влияет на определение внешнеполитического курса Грузии.

Грузинские исследователи и дипломаты в беседе с Netgazeti отмечают, что политикой признания Россия ведет гибридную войну. Они не исключают, что число признающих де-факто Абхазию и Южную Осетию государств может возрасти, но отмечают, что смена режима в подобных странах может повлечь за собой и отказ от признания (такие прецеденты уже были — признание отозвали Вануату и Тувалу).

Как Россия признала Южную Осетию и Абхазию

Официальное признание де-факто республики получили после августовской войны. В своем выступлении тогдашний президент России Дмитрий Медведев заявил, что правительство Грузии пыталось устроить геноцид осетинского народа и что, то же самое ожидает абхазов. По его же словам, грузины, осетины и абхазы не могут жить в одном государстве, поэтому Россия приняла решение признать независимость Абхазии и ЮО.


Выступление Медведева

Тогда Медведев сказал, что принял тяжелое, но необходимое для сохранения человеческих жизней решение.

За Россией последовали Никарагуа, Венесуэла, Науру, Вануату, Тувалу и Сирия. Через несколько лет Вануату и Тувалу отозвали признание.

«Продолжается работа по международному признанию» — что говорят в Сухуми и Цхинвали

За день до 13-ой годовщины признания Россией Сухуми и Цхинвали провели телемост. Как  сообщило правительственное медиа де-факто властей ЮО, бывший глава де-факто МИД Абхазии выступая на нем Максим Гвинджия заявил, что «на данный момент есть несколько государств, которые практически готовы признать независимость Абазии и Южной Осетии», однако, пока он не может их назвать.

По словам Гвинджия, эти государства сдерживает возможное давление США, но некоторые из них готовы к экономическому признанию.

Полпред де-факто президента Анатолия Бибилова Мурат Джиоев также заявил, что есть страны, желающие признать де-факто республики, но их руководство воздерживается от этого шага, из-за давления со стороны Запада.

«Действительно, есть страны, которые хотели бы нас признать, но из-за давления со стороны не могут этого сделать. В одной из стран нам сказали, что если нас признает 10 государств, мы сразу будем 11-ми. К счастью, нам осталось немного, и будем надеяться, что дойдем и до числа 11. Работа в этом направлении нашим министерством иностранных дел ведется повседневно, но, на мой взгляд, и Абхазия и Южная Осетия самое главное признание получили 13 лет назад от Российской Федерации», — сказал Джиоев.

«Признание до смены режима»

Директор Института политики безопасности Давит Брагвадзе считает, что признание другими государствами независимости де-факто Абхазии и Южной Осетии объясняется их тесной связью с Кремлем.

«Это заслуга Российской Федерации. Признавшие [де-факто республики] страны являются либо государствами-карликами, либо авторитарными режимами, у которых тесные связи с Кремлем. Соответственно, Москве и не нужно было применять в отношении к ним особое давление», — отметил он.

По мнению Брагвадзе, число государств, признающих де-факто республики может вырасти, так как Россия, учитывая конкретные обстоятельства, может склонить некоторые страны к такому шагу:

«Когда Россия признала наши оккупированные территории, она была не одна. Москва отобрала самые уступчивые страны. Интересно, что в списке таковых последней является Сирия. Период признания ею де-факто республик совпадает с вмешательством ВС РФ в сирийскую гражданскую войну и поддержкой Асада, режим которого оказался полностью зависим от Кремля.

Кроме того, в то же время тогдашний премьер-министр Гиорги Квирикашвили заявил, что было бы желательно, если Грузия встретит 2021 год — 100-летие советской оккупации в статусе страны члена-НАТО. В тот же период Грузию посетил вице-президент США Майк Пенс, тогда же отмечалась десятая годовщина августовской войны.

Уверен, что и без этого Россия могла в любой момент потребовать от Сирии признание де-факто республик. Однако, поскольку это исчерпаемый ресурс, Кремль не прилагает особых усилий, действуя лишь в зависимости от ситуации», — объясняет Брагвадзе.

13 лет спустя. Признание независимости как политическое оружие РоссииДавит Брагвадзе

По мнению Брагвадзе есть несколько других государств, готовых к их признанию:

«Есть еще несколько государств, которые в случае требования или просьбы со стороны России готовы признать де-факто республики, не подразумеваю среди них Беларусь. Может быть какая-то страна где царит диктатура. Рано или поздно, я уверен, будут прецеденты признания.

В этих государствах могут быть экономические сложности, желание сохранение режима, но [в государствах, которые согласятся на признание] не будет демократического строя или крепкого и стабильного авторитарного режима», — разъясняет он.

На вопрос, в случае смены режимов, стоит ли ожидать пересмотра решений о признании,  Брагвадзе ответил, что «у данного мнения есть серьезные основания».

«Есть мнение, что вопрос признания стран Океании зависит от того, какая партия находится у власти.

Что касается других стран, например Венесуэлы, Грузия признала правительство Хуана Гуайдо. С нашей стороны была одна единственная мотивация — в случае его победы Венесуэла отзовет признание.

Сирия почти 10 лет втянута в гражданскую войну. Асад укрепил позиции, но в случае усиления оппозиционных сил не исключено, что признание будет отозвано», — заключил он.

Брагвадзе также отметил, что признание де-факто республик со стороны России сыграло роль «полезной беды», вызвав активизацию грузинской дипломатии на международной арене.

«Механизм наказания Тбилиси»

По заявлению бывшего посла Грузии в Великобритании Гиоргия Бадридзе, Москва всегда прибегала к политике использования этнических конфликтов для контроля над отдельными республиками, сначала для того, чтобы не допустить распада СССР, а потом для того, чтобы не допускать развитие объявивших независимость стран.

«После распада СССР те же методы использовала Россия под президентством Ельцина, в том числе в Грузии, Молдове, Армении и Азербайджане, чтобы не допустить независимость этих стран, и что бы они оставались вассалами России. Механизмом для [осуществления этого плана] рассматривалось Содружество независимых государств (СНГ).

Наказывать Тбилиси за стремление к Западу начали гораздо раньше. Сегодня Россия продолжает использовать конфликты, чтобы помешать нашему становлению как суверенного, демократического и европейского государства», — считает Бадридзе.

Он отмечает, что поддержка Запада играет важную роль для успешного ведения политики непризнания, но подчеркивает необходимость активности грузинской дипломатии

«Если Грузия не продолжит активную работу, никто не сможет гарантировать, что в будущем, в случае нашей пассивной дипломатической политики, не произойдет признания», — заключил Бадридзе.

Комментарии в Facebook

NewsTbilisi

Информационное агентство NewsTbilisi было создано в 2015 году для объективного освещения политических и социально-экономических процессов на Евразийском континенте.